robots.txt: В ладу с собой. записки пани КАТАРИНКИ.: Зачем нам «Вторая жизнь»?

В ладу с собой. записки пани КАТАРИНКИ.

Психология личности,психология отношений, самоанализ.

суббота

Зачем нам «Вторая жизнь»?


«Зачем тебе вторая жизнь? Ты и с первой-то не знаешь что делать!» «Все эти игры – для закомплексованных неудачников»... Подобные упреки и насмешки время от времени приходится выслушивать едва ли не всем резидентам (обитателям) трехмерной игры Second Life, число которых по всему миру перевалило за 14 миллионов. Порой им и самим непросто ответить на недоуменные вопросы и объяснить себе и близким, чего же они на самом деле ищут в этой параллельной реальности. «Большая часть пользователей (за исключением тех, кого привлекает исключительно возможность заработать в игре реальные деньги) приходит в виртуальные миры в надежде найти себя, – убежден французский психоаналитик Мишель Стора (Michael Stora). – Не все отдают себе в этом отчет, но чаще ищут там исцеления от собственных психологических проблем, как правило, от недостатка уверенности в себе. «Вторая жизнь» становится своего рода заменой психотерапии: примеряя на себя образ другого человека, мы получаем возможность глубже понять себя».
Конечно, просиживая часами перед экраном компьютера и полностью погрузившись в жизнь своего виртуального двойника, резиденты Second Life рискуют утратить связь с реальностью. «Важно соблюдать разумную меру: виртуальная жизнь должна не замещать, но дополнять жизнь настоящую, – полагает семейный психотерапевт Екатерина Кадиева. – Если это условие соблюдается, то «вторая жизнь» может оказаться очень полезной: благодаря играм вроде Second Life мы получаем возможность осознать свои страхи и потаенные желания, в безопасной обстановке проиграть сценарии, которые существуют лишь в нашем воображении и которые мы по тем или иным причинам не можем (или не хотим) реализовывать». Можно сказать, что благодаря «Второй жизни» есть шанс лучше ощутить себя в жизни реальной.

Что такое Second Life?

Прекрасная площадка для общения. Здесь можно встретить реальных людей (скрывающихся за своими аватарами), с кем-то подружиться, с кем-то заняться сексом или жениться, стать для кого-то братом или сестрой, а с кем-то просто поболтать.
Мир, где рекой текут деньги. Благодаря местной валюте линден-доллару (ее курс 260 линден-долларов за один доллар США) в Second Life можно сколотить вполне серьезное состояние. Регистрация бесплатная, но, чтобы преуспеть, начальные средства потребуются.
Место, в котором можно получить образование. На территории Second Life работают официальные филиалы нескольких крупнейших университетов мира (в том числе Гарвардского), а также многочисленные языковые курсы.

Параллельный мир

Созданная в 2003 году американской компанией Linden Lab, игра Second Life не имеет ни четких правил, ни единой цели или стратегии. В нее нельзя ни выиграть, ни проиграть – по сути дела это даже не игра, а огромное виртуальное пространство. Здесь можно завязывать романы и заниматься сексом, создать свой бизнес (местная валюта – линден-доллар – обменивается на реальные доллары, так что, заработав в игре, можно и в самом деле стать богаче), посещать концерты, выставки и достопримечательности, читать ленту местных новостей – агентство Reuters специально для участников игры разработало собственную виртуальную версию... В отличие от предыдущих игр подобного рода (в частности, от знаменитой в конце 90-х игры Ultima Online) во «Второй жизни» нет экзотичного антуража, и отчасти в этом секрет ее успеха. «Традиционные онлайновые фэнтезийные игры, несмотря на популярность в среде увлеченных геймеров, прошли мимо большинства интернет-пользователей, – рассказывает Евгений Маурус, руководитель портала, посвященного онлайновым играм, www.gameguru.ru. – С появлением социального мира Second Life ситуация изменилась. Те, кто раньше включал компьютер исключительно для работы, узнав о том, что новая игра предлагает более или менее традиционное времяпровождение (только в виртуальном пространстве), с удовольствием погрузились в Second Life».

Другое «Я»

Кто не мечтал начать все с нуля? Резиденты Second Life сами выбирают и модифицируют внешний вид своего аватара (двойника). Именно поэтому мужчины здесь по большей части подтянуты и атлетичны, женщины – элегантны и сексуальны, а морщины и излишняя полнота – большая редкость. «Мне не нравится моя внешность, – говорит 33-летняя Ольга, домохозяйка и мать двоих детей. – Благодаря Second Life я смогла почувствовать, что значит быть красивой, соблазнительной, успешной. Здесь я пользуюсь огромной популярностью, у меня много друзей и поклонников. Я впервые поняла, что могу представлять интерес для других людей».
Создавая альтернативный вариант собственного «Я», игроки получают возможность освободиться от комплексов, связанных с их внешностью, возрастом, полом или социальным статусом. «Вторая жизнь» избавила меня от физической скованности и страха перед новыми людьми, – рассказывает 33-летняя Анна. – Раньше мне бы и в голову не пришло заговорить на улице с незнакомым человеком, но в Second Life это в порядке вещей. И я замечаю, что потихоньку начинаю переносить приобретенные здесь навыки за пределы виртуальной реальности».
В самом деле, в мире «Второй жизни» существует негласное соглашение, позволяющее любому участнику игры – будь то новичок или старожил – в один клик мыши завязать контакт с первым встречным или, что важно, без объяснений телепортироваться в другое место, если разговор по какой-то причине не сложился.

«Second Life – настоящий полигон для экспериментов, – считает Екатерина Кадиева. – Мы искренне и глубоко переживаем все то, что происходит с нашим виртуальным двойником. Но в то же время понимаем, что он – это все же не совсем я, и чувствуем себя в безопасности. Как на венецианском карнавале, где маска одновременно защищала своего носителя и дарила ему ощущение головокружительной свободы от повседневных ограничений, в Second Life мы чувствуем себя увереннее и раскрепощеннее». Благодаря своему виртуальному двойнику Вячеслав открыл в себе интерес к 3D-моделированию, Макс стал диджеем, а Илона уволилась из фирмы, в которой работала бухгалтером, и занялась рекламой... Все в Second Life создано руками самих резидентов, и потому каждый из них чувствует себя творцом, созидающим мир вокруг. «Каждый из нас старается внести свою лепту в общее обустройство, – рассказывает 37-летний Игорь. – Конечно, в этом есть элемент тщеславия, потребность ощутить успех и признание. Я, например, месяц назад устроил у себя на острове (так на языке игроков называются области в пространстве Second Life, принадлежащие кому-то из участников игры) бесплатную художественную выставку – я люблю современное искусство, и мне хотелось поделиться этой красотой с друзьями, да и вообще со всеми желающими».

Важные цифры

  • В мире Second Life обитают более 14 000 000 жителей, причем число это возрастает на 15–17 тысяч ежедневно. Онлайн одновременно находятся около 45 000 игроков.
  • В среднем за один день в игре расходуется 1 000 000 долларов США.
  • Средний возраст участников игры 32 года. Тем, кто младше 18 лет, доступ в Second Life закрыт (но они могут отправиться на сайт http://teen.secondlife.com).
  • Среди участников игры 43% женщин.

По данным www.lindenlab.com и www.secondlife.com

Освободиться от табу

В Second Life нельзя никого убить (аватары не могут ликвидировать друг друга), более того, агрессивно настроенные игроки (если на них поступают жалобы владельцам игры) могут быть на время изгнаны из виртуального мира. В остальном же здесь царит полнейшая свобода – никаких запретов. Такая атмосфера дает участнику игры возможность делать то, на что он никогда не решился бы в обыденной жизни. «Речь далеко не всегда идет о чем-то запретном или аморальном, – полагает Екатерина Кадиева. – Просто на многое нам не хватает сил или времени, что-то противоречит этическим установкам, принятым в нашей семье, что-то вызывает у нас страх (к примеру, многим хотелось бы прыгнуть с парашютом, но пугает перспектива неудачного приземления), а что-то попросту не укладывается в наши текущие жизненные планы. А в виртуальном мире все эти сдерживающие факторы теряют свою силу». К примеру, в Second Life игрок может купить себе пенис (у аватаров, доступных по умолчанию, нет гениталий), может раздеться догола и сплясать на барной стойке перед десятком незнакомых людей, может найти себе сексуальных рабов или рабынь, может заняться экстремальными видами спорта, вступить в интимную связь с собственной сестрой или зарабатывать деньги сутенерством. Иными словами, Second Life дает волю любым фантазиям, позволяя нарушать запреты и ограничения.

«Я лечу своих пациентов с помощью Second Life»

Мишель Стора (Michael Stora) – психолог и психоаналитик, автор книги «Лечение виртуальностью» («Guerir par le virtuel», Presses de la Renaissance, 2005).

Psychologies: Возможна ли полноценная психотерапия в Second Life?
Мишель Стора: Классическая психотерапия вряд ли возможна, но воспользоваться пространством Second Life действительно стоит. Я провел эксперимент с двумя пациентами: мы все вместе совершаем вылазки в Second Life.

Каков ваш метод?
Одна пациентка страдает агорафобией (боязнью общественных мест), я предположил, что дело здесь в подавлении эксгибиционистских фантазий... И действительно, она выбрала в качестве аватара эффектную женщину с вызывающими манерами. Постепенно она смогла заговорить о неприятии собственного тела, а после не побоялась показаться в одном из самых людных мест Second Life...

А второй случай?
Женатый мужчина около 40, отец троих детей. Он мечтает испытать гомосексуальный опыт. Поначалу он выбрал себе в качестве аватара женщину гермафродитного типа. Но человек, который понравился моему пациенту, грубо отверг его ухаживания, обнаружив, что за женским обличьем скрывается мужчина. Затем он создал себе нового аватара – на этот раз мужского пола... Тот факт, что он примерил на себя образ женщины, уже помог ему не стыдиться своих желаний.

Вы планируете создать собственный терапевтический остров. Как вы думаете помогать пациентам?
Аватар – скрытая часть нашего «Я», которую нам трудно признать в себе. Я задам им несколько вопросов. Затем в игровой форме мы можем реализовать их фантазии, страхи, имитировать общение с родителями... Возможность все переиграть позволяет выйти за рамки собственных табу и укрепить уверенность в себе.

Подготовила Сеголен Барбе

Обратно в реальность

«Деньги вездесущи, так же как и секс, – убежден Мишель Стора. – И в этом смысле Second Life не открывает ничего нового: игра лишь проявляет потаенные стороны нашей души – все то, что обычно остается скрытым из-за давления нашего Супер-эго. «Вторая жизнь» раскрывает грани нашей индивидуальности, которые мы отрицаем». Одни, к примеру, тайно удовлетворяют свои гомосексуальные фантазии, благополучно возвращаясь потом в повседневную реальность – обыденную, но зато стабильную. Другие же преображаются, столкнувшись лицом к лицу со своими неосознанными желаниями. «Я пришла в Second Life совсем не ради секса, но его там столько, что совсем избежать этой сферы невозможно, – рассказывает 28-летняя Даша, программист. – Мой аватар помог мне по-настоящему раскрепоститься. Если раньше многое шокировало меня, то теперь все иначе, и в конце концов мне и моему молодому человеку игра пошла на пользу».

В то же время не стоит ожидать (или опасаться), что события в виртуальном мире изменят нашу реальную жизнь радикально. «Фантазии обогащают нас, позволяют острее переживать все происходящее, а также сохранять душевное равновесие и гармонию, – считает Екатерина Кадиева. – Однако многим фантазиям лучше навсегда остаться фантазиями, и мы отдаем себе в этом отчет. А потому, принимая к сведению уроки, которые дает нам фантазийная реальность, мы не стремимся перенести приобретенный опыт в повседневную жизнь».

26.10.2008

Свидетельство

«Мне захотелось туда вернуться»

Наш корреспондент посетила виртуальный мир Second Life, пообщалась с его обитателями и оценила восхитительное чувство защищенности и свободы одновременно.

«Умение обращаться с техникой никогда не было моей сильной стороной, так что мне пришлось повозиться, чтобы скачать и установить клиентскую программу, а также зарегистрироваться на сервере. Поэтому, когда я в образе брюнетки, чем-то похожей на меня, и под именем Agnia (так первоначально собирались назвать меня родители) Laryukova (такую фамилию предложил мне компьютер) вступила на виртуальную землю, в русскоязычной зоне царила глубокая ночь и было почти безлюдно. Побродив по улицам и полюбовавшись живописными окрестностями (прямо напротив той площади, где я оказалась, был красивый парк), я решила рискнуть и перебраться в более обжитые районы – в наугад выбранный уголок англоязычной области. Не успела я сделать и нескольких шагов, как меня окликнула пара симпатичных молодых людей – чернокожий Dan и атлетичный блондин Clarence. Для начала они просто поинтересовались, откуда я родом, а после разговор пошел сам собой – естественно и непринужденно. Время от времени к нам присоединялись и другие люди, которые либо оставались с нами, либо шли дальше, по своим делам. Через некоторое время ребята позвали меня в клуб, хозяином которого был их друг, и мы переместились в новое место. Поначалу общаться в чате по-английски мне было непросто, и я полностью концентрировалась на процессе, не слишком следя за содержанием беседы. Но вдруг я осознала, что вокруг меня обсуждают достаточно фривольные вопросы, а я сама, вместо того чтобы смутиться, весело подаю реплики! Я не застенчива, но обычно мне даже в голову не приходит болтать с незнакомцами, особенно на сексуальные темы, – мне это кажется небезопасным, а тут я чувствовала себя совершенно свободно. На прощание Clarence спросил, не хочу ли я познакомиться с ним поближе. Я поняла, что речь идет о сексе, но не испытала ни малейшего возмущения, хотя мы были едва знакомы. И хотя я ответила отказом, я совсем не чувствовала себя оскорбленной. Не знаю, в чем именно дело, – в том ли, что Agnia Laryukova не была мною в полном смысле слова, или в том, что я знала – если что-то пойдет не так, я немедля телепортируюсь в другое место, – но мне было хорошо и спокойно. Я чувствовала себя очень защищенной и ни на минуту не сомневалась, что все в этом мире будет так, как я сама того захочу.

Не уверена, что у меня будет шанс вернуться в Second Life в ближайшем будущем, но знаю точно: мой первый визит едва ли станет последним. И возможно, однажды я рискну попробовать здесь то, чего никогда не позволю себе в реальности».

Галина Юзефович

источник .http://psychologies.ru/themes/introspection/archive/archive_1429.html

 
записки пани КАТАРИНКИ.

Подписаться письмом